
Когда слышишь про китайских производителей паровых котлов, сразу всплывают два крайних мнения: либо 'дешево и сердито', либо 'ненадежный ширпотреб'. На практике же всё оказалось куда интереснее — за 8 лет работы с такими поставщиками понял, что ключевая проблема даже не в качестве, а в том, как именно выстроен процесс подбора оборудования под конкретные технологические циклы.
В 2019 году искали замену немецкому котлу для текстильного комбината в Иваново. Технолог настаивал на европейском оборудовании, но цифры по замене теплообменников били по бюджету. Коллега из Казани в разговоре между делом обмолвился про ООО Цзянсу СФЭИ Энергия Инжиниринг — мол, у них есть модели с вертикальными жаротрубными котлами, которые как раз под наши параметры давления.
Зашли на их сайт sfeeboiler.ru, сначала скептически. Но в разделе документации нашли то, что редко встретишь у азиатских поставщиков — детальные схемы обвязки котлов с указанием материалов фланцев. Это был первый сигнал, что здесь могут говорить на одном языке с инженерами.
Позже выяснилось, что они являются дочерним предприятием Шанхай Сыфанг Уси Котлостроение, а их инженеры проходят стажировки на немецких производствах. Впрочем, это не отменяло необходимости трёхмесячных испытаний образцов.
Сертификаты соответствия — отдельная история. В 2017 году попался поставщик, который предоставил идеальные документы на паровой котёл, но при таможенном оформлении выяснилось, что сертификат TR CU действует только на электрические схемы, а не на котёл в сборе. Пришлось организовывать внеплановую экспертизу.
У СФЭИ с этим строже — их производители паровых котлов всегда сопровождаются полным пакетом именно на конкретную модель, причём с нотариальным переводом. Но даже здесь есть нюанс: в спецификациях иногда встречаются разночтения в параметрах рабочей среды между русской и английской версиями. Теперь всегда требуем единый документ.
Самое неочевидное для наших монтажников — это расположение предохранительных клапанов. В китайских котлах часто используется каскадная система сброса давления, которая требует точной настройки по температуре уходящих газов. Два раза сталкивались с ситуацией, когда при первом пуске срабатывала ложная блокировка из-за несовпадения калибровки датчиков.
С ФЭИ в этом плане проще — они высылают инженера на пусконаладку, причём специалист говорит по-русски. В прошлом году на запуске линии в Подольске их мастер буквально за два часа перепрошил блок управления под наши параметры сетевой воды. Но такие моменты нужно оговаривать заранее — дополнительная услуга стоит около 1200 евро в сутки.
В 2021 году на кондитерской фабрике под Воронежем вышла из строя трубная система в котле, работавшем на патоку. Оригинальные запчасти от чешского производителя ждали бы 4 месяца. Рискнули заказать у СФЭИ — изготовили за 3 недели, но пришлось вносить изменения в конструкцию перегородок.
Китайские инженеры предложили использовать биметаллические трубы вместо углеродистой стали. После полугода эксплуатации выяснилось, что такой вариант даже лучше справляется с циклическими нагрузками. Хотя изначально их предложение вызывало сомнения — у нас не было опыта работы с такими материалами в паровых системах.
Главный урок — не смотреть на стоимость оборудования в отрыве от стоимости владения. Дешёвый котёл может обойтись дороже из-за простого производства во время ремонта. У того же Цзянсу СФЭИ цены на 15-20% выше среднерыночных по Китаю, но их отдел технической поддержки реально отвечает на запросы в течение суток.
Сейчас при подборе производителей паровых котлов в Китае всегда запрашиваю данные по конкретным объектам в СНГ с продолжительностью эксплуатации не менее 2 лет. Лучше потратить месяц на проверку, чем потом разбираться с последствиями неправильного выбора.
Кстати, недавно узнали, что они начали производство котлов с системой рекуперации конденсата — интересное решение для предприятий с непрерывным циклом работы. Планируем испытать на одном из наших объектов в следующем квартале.